Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан

Геннадий Разумикин: «Цифра должна работать на общество»

2 Февраля 2021
32
0
Интервью с министром цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан Геннадием Разумикиным.
 
- Геннадий Валентинович, события последнего года дали мощный толчок цифровизации общества в самом широком смысле этого слова. Целые отрасли стали переходить на удаленный формат работы, резко вырос спрос в сфере онлайн-торговли и оказания всевозможных электронных услуг. Как в этом плане обстоят дела в нашей республике? 
 
- По итогам 2020 года объем государственных услуг, оказанных в электронном виде, в Башкортостане вырос на 46 процентов. Этот, безусловно, впечатляющий рост связан не только с режимом самоизоляции и другими введенными ограничениями, но и работой, проделанной в нашей республике по развитию различных электронных сервисов. 
Мы - первый субъект страны, где пять видов строительных услуг были размещены на Едином федеральном портале госуслуг, что сделало их намного доступнее. Также мы - единственный регион, который интегрировал в эту платформу свою информационную систему Обеспечения градостроительной деятельности. И если раньше наши муниципалитеты были самостоятельными в данном вопросе, то теперь все строительные услуги идут по единым стандартам, что, согласитесь, очень удобно для пользователей.
Следующий важный блок – земельные и имущественные отношения. В республике сделана полномасштабная доработка существующих 17 электронных госуслуг по земельным отношениям на региональном портале.  
В социальном блоке  реализована возможность приема заявлений с Единого портала госуслуг по получению пособия на детей от 3 до 7 лет. Заявления могут подать семьи с небольшим среднедушевым доходом, составляющим половину прожиточного минимума на детей в конкретном регионе. И это далеко не полный перечень того, что сделано в Башкортостане для развития электронной системы оказания госуслуг. 
 
 
- В современном мире все более важную роль играет цифровизация системы госуправления. Насколько наш регион продвинулся в данном вопросе?  
 
- Говорить по этой теме можно очень долго, поэтому назову только наиболее значимые моменты. Совместно с коллегами из Минфина мы модернизировали систему исполнения бюджета республики. Это касается перевода на единую платформу автоматизированных подсистем планирования и исполнения бюджета, а также размещения государственных и муниципальных заказов. 
В прошлом году к системе АИС «Образование» присоединились абсолютно все образовательные организации республики. Около 2000 тысяч школ работает на единой электронной платформе, где можно контролировать оценки, посещаемость, оплату питания и другие важные для родителей темы. 
По линии экологии мы внедрили систему мониторинга вывоза твердых коммунальных отходов, в результате сейчас данный процесс можно отслеживать в режиме онлайн. Аналогичная система была внедрена в сфере дорожной инфраструктуры. С ее помощью налажена эффективная работа по текущему ямочному ремонту. Дальнейшее развитие сервиса позволит контролировать исполнение всех контрактов по дорожному ремонту, освоение выделяемых отрасли средств. 
В агропромышленном комплексе мы запустили систему АИС «АПК». Для того чтобы сельхозпроизводители по каждому поводу не ездили сдавать документы в Уфу, в регионе создан их полный электронный реестр, где у каждого есть личные кабинеты. Сегодня аграрии могут прямо со своих рабочих мест обмениваться с Минсельхозом всей необходимой документацией. Активно идет процесс оцифровки всех земель сельхозназначения. 
Также у нас был модернизирован региональный портал госуслуг, система социального обслуживания населения, адресной социальной помощи и целый ряд других электронных сервисов.
 
 
- Наряду с развитием цифровых сервисов, важное значение имеют и условия доступа в Интернет. Не секрет, что во многих удаленных и малонаселенных селах нашей большой республики с этим есть проблемы. Даже там, где сеть вроде бы имеется, слабый и неустойчивый сигнал сдерживает обучение в школах. То же самое можно сказать про работу сельсоветов и фельдшерско-акушерских пунктов, которым часто бывают нужны оперативные онлайн-консультации разных специалистов.  
 
- По числу социально значимых объектов, которых у нас свыше 4 тысяч, Башкортостан занимает первое место среди регионов страны. Мы понимаем проблемы их интернетизации и активно над нами работаем.
В рамках нацпрограммы «Цифровая экономика»  идет подключение к Интернету социально значимых объектов - ФАПов, школ, государственных и муниципальных органов власти и управления. В 2019 году к Интернету было подключено 722 соцобъекта республики, в 2020-м – 1119. Всего в 2019-2021 годах доступ в глобальную Сеть получат свыше 3 тысяч социально значимых объектов, что практически полностью закроет имеющуюся сегодня потребность. 
Все школы, больницы и фельдшерско-акушерские пункты будут иметь возможность использования качественного  широкополосного Интернета. Так, стандартная скорость передачи данных для городских школ составит не менее 100 мегабит в секунду, для сельских – 50, а для ФАПов – не менее 10 мегабит/сек. 
 
 
- Что можно сказать по поводу возможности доступа во Всемирную сеть для всех жителей республики? 
 
- Согласно официальным данным, доступ к скоростному широкополосному Интернету имеет около 90 процентов жителей нашего региона. Порядка 6 процентов населения имеет доступ через медный телефонный кабель по устаревшей технологии ADSL, обеспечивающий скорость до 10 мегабит в секунду. Три с небольшим процента не имеют доступа вообще. И это проблема. Наиболее сложно обстоят дела в 1200 населенных пунктах с населением менее 100 человек, где в общей сложности есть около 60 тысяч жителей.    
Вопрос обеспечения доступом в Интернет всего населения региона решается комплексно и должен быть полностью снят с повестки дня уже в ближайшие годы.  Согласно изменениям в федеральной программе «Устранение цифрового неравенства», в населенных пунктах от 100 до 500 человек к 2027 году появятся коллективные точки доступа к сети Интернет. В Башкирии в эту программу вошло около 1500 населенных пунктов, которые будут планомерно получать коллективный доступ в глобальную Сеть в течение 6 ближайших лет. Общедоступные Wi-Fi роутеры появятся около клубов, школ и тому подобных мест.
 
 
- Но коллективный доступ все же не обеспечит удобства работы в Сети. Для того чтобы посмотреть новости или любимый фильм, придется выходить из дома, что, согласитесь, не очень удобно, особенно в холода или дождь.     
- Действительно, создание коллективных точек доступа и подведение оптоволоконного кабеля к населенному пункту не даст возможность жителям пользоваться Интернетом непосредственно в своем доме. Для решения этой проблемы в 2021 году в Башкортостане запущен региональный проект по обеспечению доступа в глобальную Сеть жителей 262 малонаселенных пунктов. Особенность проекта в том, что Интернет будет доведен не просто до населенного пункта, а по заявлению граждан - непосредственно до каждого дома. Общая стоимость работ составит 500 миллионов рублей, из которых половину выделит бюджет РБ, а вторую половину профинансирует оператор связи за счет своих средств. Всего проектом будет охвачено 100 тысяч жителей республики и около 40 тысяч домохозяйств. Это станет хорошим вкладом республики в ликвидацию остатков цифрового неравенства.  
 
 
- Многие пользователи для выхода в Интернет используют сигнал сотовой связи, с которым во многих удаленных местах также есть большие проблемы. 
 
- Компании-операторы активно работают над этим вопросом. Для улучшения качества сотовой связи и сигнала беспроводного Интернета в 2020 году на территории Башкортостана было установлено или модернизировано более 2000 базовых станций, в том числе в более 30 населенных пунктах, где сотовой связи не было вообще. Устаревшие стандарты передачи сигнала  формата 2G и 3G заменяются новым высокоскоростным стандартом LTE.  До 2024 года все населенные пункты республики, где проживает 250 и более человек, должны быть обеспечены сотовой связью и доступом в Интернет. 
 
 
- IT-индустрия становится одной из самых быстрорастущих отраслей современной экономики. Не случайно многие страны вкладывают существенные средства в ее развитие и поддержку, ведь эти вложения приносят хорошую отдачу. Как обстоят дела с поддержкой IT-компаний в нашей республике?   
 
- В рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» нами организуется поддержка стартапов, IT-компаний, ведущих разработку и внедрение цифровых технологий. В республике создан проектный офис, который, в том числе с использованием механизмов портала «Электронное образование», оказывает всевозможную поддержку и методическое сопровождение IT-компаниям по их успешному участию в программах привлечения фондового финансирования.
Эта работа позволила привлечь в 2020 году  в общей сложности 122 миллиона рублей для развития республиканских стартапов и IT-команд. Для сравнения: в 2019-м эта сумма составляла 90 миллионов рублей. Из 90 поданных в прошлом году заявок на поддержку ее получили 50.  
 
 
- Хотелось бы узнать, какие цели и задачи стоят перед вашим министерством в 2021 году?  
 
- В первую очередь мы продолжим развивать ранее начатые направления. Это реализация региональных программ в рамках нацпроекта «Цифровая экономика», повышение доступности и качества регионального Интернета, создание и модернизация отраслевых информационных систем и перевод госуслуг в электронный вид. 
Особо хотел бы выделить идущее сейчас создание Центра управления республикой, или кратко ЦУРа. Его ближайшие задачи направлены на цифровую трансформацию сложившихся подходов госуправления в различных отраслях путем «реинжиниринга» административных и бизнес-процессов, а также внедрения передовых цифровых решений.
Специально для ЦУРа создаются аналитические панели по различным отраслям. Это мониторинг различных аспектов экономического развития, образования, социальной защиты населения,  управления государственными финансами, строительства и ЖКХ.
Аналитические панели позволят, бросив буквально один взгляд на экран монитора, понять проблематику отрасли, увидеть где, в каком муниципалитете, и какого рода имеются проблемы. Такая система значительно улучшит качество госуправления, а вместе с ним – и жизни всей республики. В наше время цифровая отрасль объективно должна ориентироваться и работать на нужды людей. 
 
Ежемесячный столичный журнал "Уфа", №2 (231) Февраль 2021 г. Автор: Алексей ФАТЫХОВ
  • Геннадий Разумикин: «Цифра должна работать на общество»